Рейтинг@Mail.ru
Путешествие в страну кломпов, или Ода деревянному башмаку - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путешествие в страну кломпов, или Ода деревянному башмаку

© РИА.Туризм / Галина ЖуковаКломпены с голландским национальным орнаментом
Кломпены с голландским национальным орнаментом
Читать ria.ru в

Тюльпаны, каналы, сыры, мельницы - настоящие визитные карточки Голландии. Но есть ещё один символ этой страны, история которого насчитывает более 800 лет, - это кломпы, около двух миллионов пар которых туристы ежегодно увозят в качестве сувениров. И это объяснимо - в деревянной обуви, если её правильно носить, то есть на шерстяной носок, ноги не потеют и не мерзнут, летом в них прохладно, а зимой тепло, кломпы не боятся любой дороги и, что немаловажно, их удобно снимать и надевать.

Но вначале не эти качества, а надежность и дешевизна стали причиной популярности голландских "деревянных лаптей" среди крестьян.

Для изготовления башмаков более всего подходит древесина тополя и ивы - она крепкая и с плотным волокном. Тополь растет быстро, через 25 лет это уже взрослое дерево, из которого можно сделать примерно 75 пар кломпов. Древесина ивы имеет свои преимущества, но она дороже в силу не такой "скороспелости". Башмачник всегда работает с "зеленым" деревом - это свежая, еще сырая древесина, на 60% состоящая из воды, а потому мягкая и восприимчивая к обработке. Прежние мастера использовали только нож и специальную металлическую ложку на длинной ручке, с помощью которой вырезали нутро башмаков. В Музее кломпов недалеко от Амстердама и сегодня можно понаблюдать за процессом выделывания башмаков. Здесь же можно узнать, как подобрать подходящий размер - между пяткой и задником должно быть расстояние в большой палец.

Готовые кломпы вывешивают или выставляют на полки для просушки, лучше на ветру и в тени, чтобы избежать усадки и трещин, ведь каждая пара в среднем теряет 1,5 литра влаги. После такого "похудания" обувь шлифуют.

Изначально изготовление кломпов было делом крестьян, многие из которых за счет такого производства жили. Но к XIX векe кломпы перешагнули разделявший город и деревню барьер и вышли на широкую дорогу моды. Причем не только практичность, надежность и дешевизна, но и назначение рабочей обуви играли большую роль. Например, деревянные башмаки носили каменщики и рабочие на плотинах, для которых они фактически составляли часть рабочего инструмента. Хитроумные мастера сделали очень прочные башмаки с верхом в три сантиметра толщиной. Железный лапчатый лом устанавливали поверх кломпа и использовали как рычаг, чтобы поднять осевший камень и затем насыпать под него щебень.

Кломпы разработчиков торфяников тоже имели свои особенности - они отличались плоской и широкой подошвой, дабы их "носитель" не провалился в недра. Даже кони, которые должны были работать на болоте или заболоченной земле, получали соответствующую лошадиную обувку.

Резчики тростника и рыбаки могли похвастать кломпен-сапогами: кожу прибивали гвоздями к деревянному башмаку, обильно смазывая места соединения жиром. Такая обувь была теплой, так как башмаки делали из утолщенного дерева, и водонепроницаемой, поскольку ее каждую неделю натирали жиром.

Изготавливали башмачники и кломпы для безопасного передвижения по льду. Для этого на подошвы крепили железные штыри, чтобы лучше держаться на скользкой поверхности. От низкой температуры дерево могло треснуть, поэтому сверху башмак обхватывали железным обручем или проволокой. При сильных морозах пучок соломы внутри обуви сохранял ноги в тепле.

Изготавливали в Голландии даже контрабандистские кломпы - у них каблук и подошва вырезались задом наперед, поэтому при переходе границы следы вели в противоположном направлении. Особо изобретательные голландцы делали в подошве еще и тайники, которые прикрывались стелькой из плетеной соломы.

Лакировка по тем временам была делом дорогостоящим, и кломпы шлифовали ракушечником или кожей акулы, после чего покрывали известью. И дело не только в заботе о сохранности обуви, но и в "поддержании имиджа" - должна же быть разница между воскресными и рабочими кломпами?!

Некоторые башмачники копировали внешний вид кожаных ботинок, которые были по карману только состоятельным людям. На простых, покрытых черным лаком башмаках их хозяева выводили белой краской свои инициалы, что облегчало поиск своей пары в длинном ряду кломпов, выстроившихся перед входом в дом.

Цена башмаков у мастеров была не везде одинаковой: чем беднее был край, тем дешевле кломпы. В переводе на современную европейскую валюту в 1910 году мастер получал за пару мужских "вседорожников", над которой он трудился около трех часов, в среднем 50 центов. Для сравнения: хлеб стоил тогда 13 центов, литр молока - 10 центов, полкило сахара - 30 центов.

Со временем кломпы стали столь популярными, что каждая деревня имела свою особую модель. И когда, например, на скотном рынке сходились люди из разных деревень, то по первому взгляду было понятно, откуда человек родом.

Более того, кломпам мы обязаны существующему по сей день в некоторых деревнях обычаю проверки мастеровитости и трудолюбия жениха. Влюбленный должен был самостоятельно изготовить резные башмачки для невесты, которая со дня объявления о помолвке уже могла красоваться в них. Иногда такие башмачки носили и после свадьбы, но чаще всего их хранили как память.

А во время Второй мировой войны, когда деревья в маленькой Голландии были наперечет, к кломпам волей-неволей стали относиться с особой бережливостью и даже меняли на них подошву. Тогда же появился компромиссный вариант - кожаные ботинки с деревянной подошвой.

Если прежний башмачник за день мог изготовить шесть-семь пар обуви, то на современной фабрике, где трудится в среднем 40 рабочих, производится около 40 тысяч кломпов в месяц. Но общепризнано, что лучшая фабричная продукция не превосходит по качеству изделия ремесленников.

Вы спросите, к чему им столько "деревянных лаптей" в наши дни?! К примеру, их до сих пор используют рабочие прокатных цехов корпорации "Хооговенс", дабы защитить ноги от высоких температур. Когда при обсуждении закона об охране труда возникли сомнения, соответствуют ли кломпы современным требованиям безопасности, их подвергли испытанию холодом, жаром, влагой, давлением и т.д. Выйдя сухими из воды, кломпы по праву получили титул "официальная обувь безопасности".

Сегодня фабрики выпускают более трёх с половиной миллионов пар кломпов в год. Большую часть из них раскупают туристы. А оставшийся миллион пар деревянных башмаков по традиции носят сами голландцы.

Галина Жукова

 


Редакция "РИА.Туризм" выражает благодарность туроператору "Аэропрайз" за отлично организованную поездку в Голландию

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала